Утверждая роль сознания в поведении своих героев, Ибсен строит действие своих пьес как неотвратимый процесс, закономерно обусловленный определенными предпосылками. Поэтому он решительно отвергает какие бы то ни былосюжетные натяжки,всякоенепосредственноевмешательствослучаявокончательное определениесудьбысвоихгероев.Развязкапьесыдолжнанаступитькак необходимый результат столкновения противоборствующихсил.вытекаяизих подлинного, глубинного характера. Развитие сюжета должно бытьсущественным, тоестьосновыватьсянареальных,типическихчертахизображаемой действительности. Но это достигается не путем схематизации сюжета. Напротив, ибсеновскиепьесыобладаютподлиннойжизненностью.Внихвплетается множество различныхмотивов,конкретныхисвоеобразных,непосредственно отнюдь не порожденных основной проблематикой пьесы. Но этипобочныемотивы не разбивают и не подменяют собой логику развития центрального конфликта,а только оттеняютэтотконфликт,иногдадажесодействуютому,чтобыон выступил с особенной силой. Так в "Кукольном доме" есть сцена, которая могла бы стать основой для "счастливой развязки" изображеннойвпьесеколлизии. Когда Крогстад узнает, что фру Линне, подруга Норы, любитегоиготова– несмотря на его темное прошлое – выйти за него замуж, он предлагает ей взять обратно свое роковое письмо Хельмеру. НофруЛинненехочетэтого.Она говорит: "Нет, Крогстад, не требуйте своего письма обратно... ПустьХельмер все узнает. Пусть эта злополучная тайна выйдет насветбожий.Пустьони, наконец,объяснятсямеждусобойначистоту.Невозможно,чтобытак продолжалось – эти вечные тайны, увертки". Итак, действие несворачиваетв сторону под влиянием случая, а направляется к своейподлиннойразвязке,в которой раскрывается истинная сущность отношений между Норой и ее мужем. В.Адмони. Генрик Ибсен и его творческий путь