Фамилия Пронин с добавлением звания — майор —у советского читателя прочно занимает место в ряду персонажей, перешагнувших рамки породивших их литературных произведений. С этим именем, точнее фамилией (имя-отчество знаменитого майоравспомнят далеко не все, читавшиепроизведения о нем),связан целый ряд ассоциаций, также как дедуктивный метод прочно связан сШерлоком Холмсом, а, допустим,орхидеи— с Ниро Вульфом.В то же времяобъем «официальной пронианы»сравнительно невелик — несколько рассказов от первого лица, рассказы о майоре Пронине, повестьи два романа. Издателикниги, вышедшей в серии «Военные приключения»обозначили еежанр как повесть, хотя каждый из включенных в нее рассказов представляет, по сути, законченное произведение. Исключение составляетвошедшая в сборникповесть «Голубой ангел»,все главы которой связаны единым сюжетом, а не толькофамилиями героев и «главного шпиона», периодически ускользающего из рук майора. Тем не менее, как и положено в классическом советском (конечно, не только советском)детективе зло, в лице иностранных агентов, пытающихсясорвать восстановление угольных шахт илиустроить куриную эпидемию, в конце концов наказано, и майор Пронин одерживает очередную победу. Именно эта способность переиграть врага после долгой чередынеполныхпобед или даже неудач, возможно и положила начало так называемойнеофициальной или народной «пронианы» (термин наш).Она представлена огромным количеством анекдотов и фольклорных рассказов, в которыхотразились наиболее типичные черты майора Пронина как литературного персонажа: «шпионская» фабула, абсурдные, зачастую нелепые ситуации в которых оказывается герой и из которых казалось бы невозможно найти выхода, блистательная победа над противником. Достаточно сказать, что даже в детском (хотя советские детские фильмы не всегда были только детскими) фильме-сказке Александра Роу «Огонь, вода и... медные трубы», вышедшем в 1967 г.,для образа героя, знакомого каждому в Советском Союзе —и взрослым, идетям, был использован именно майор Пронин.Причем в коротком фрагменте, где о нем идет речь— чтении книги подводному царю, изнывающему от скуки — показана одна из ключевых особенностейПронина — способность выходить невредимым из самых критических ситуаций: — Схватили разбойники майора Пронина, привели в пещеру «ручки ножки связали и на бочку с порохом верхом посадили …Атаман шайки в майора Пронина стреляет… Осечка!» Еще более гротескно эта способность показана в фольклорных рассказах-пародиях, существующих во множестве вариантов, но, к сожалению еще никем не систематизированных. Естественно, что подобный герой, как и сопровождавший его фольклор могли появиться только в определенных исторических условиях — в период социализма. Не случайно сам автор возвращается к образу майора Пронина тогда, когда «страна перешла к мирному строительству, и люди вновь начали находить друг друга». Попытка использовать этот образ в условиях кризиса конца 80-х— начала 90-х гг. XX века (например, в мультфильмах, посвященных майору Пронину) не может, на наш взгляд, быть признана успешной. Переизданияпроизведений о майоре Пронина, предпринятые в 2000-е гг., как и созданные на их основе электронные книги, содержат ряд текстуальных отступлений от ранее изданных книг, поэтомусовременному читателю, полагаем, будет интересно ознакомиться с текстом 1957 г.Сохранена дореформенная орфография.